3835 ЭКОНОМИКА - Страница 3

 

Практическое занятие 8

Макроэкономика: национальная экономика как целое

1. Основы макроэкономического анализа. Кругооборот доходов и продуктов.

2. Индексы цен: виды и способы измерения. Дефлятор ВНП.

3. ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход.

4. Безработица и ее формы; инфляция и ее виды. Закон Оукена. Кривая Филлипса.

Задания и задачи

1. Почему модель кругооборота продукта, дохода и денег следует считать макроэкономической моделью?

2. В Баобабии производится только три товара: бублики, бантики и барабульки. По данным таблицы рассчитайте номинальный и реальный ВНП 1996 и 1997 годов, индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера для 1997 года, приняв за базовый 1996 год. Сделайте вывод: как изменился общий уровень цен?

 

 

Наименование товара

1996 год

1997 год

Р

Q

Р

Q

Бублики

Бантики

Барабульки

5

3

20

15

25

9

7

4

15

10

30

20

 

3. Объясните парадокс, отмеченный П. Хейне: «Почему ВНП имеет тенденцию снижаться по мере роста числа браков и увеличиваться по мере роста числа разводов?»

4. Какие из перечисленных сделок не будут включаться в ВНП: а) семья покупает квартиру в только что построенном доме; б) выплачена пенсия бывшему фабричному рабочему;  в) предприятие приобретает 10 компьютеров у другой фирмы, использовавшей их 2 года; г) фирма выплатила дивиденды своим акционерам; д) покупка страхового полиса; е) покупка картины эпохи возрождения государственным художественным музеем.

5. Дано: ВНП=150, потребительские расходы (С)=60, государственные расходы (G) = 30, чистый экспорт = - 10, амортизационные расходы = 35. Определить: 1) валовые внутренние частные инвестиции; 2) чистые частные инвестиции; 3) импорт, если экспорт равен 40; 4) чистый национальный продукт.

6. Производство мотоцикла имеет следующие стадии процесса по стоимости работ: покраска составляет 20 ден. ед, установка шин – 120 ден. ед.; покупка и установка других запасных частей и ГСМ -250 ден. ед., конечная продажа собранного мотоцикла – 800 ден. ед. Чему равен ВНП по добавленной стоимости ?

7. Фактический уровень безработицы равен 9 %, естественный ее уровень   5 %, потенциальный ВВП  20 трлн руб. Чему тогда  по закону Оукена равно процентное отставание ВНП ?

8. Найти процентное изменение номинального ВВП за год, если годовой уровень инфляции равен 7 %, а падение реального ВВП -  4 %.

9. Каков будет уровень инфляции в нынешнем году, если индекс цен в прошлом году был 220, а в этом году – 245?

10. Трудоспособное население страны составляет 72 млн чел., в том числе 15 млн чел. не работают и не ищут работу. Число занятых составляет 52 млн чел. Тогда чему равен  уровень безработицы?

Практическое занятие  9

Макроэкономическое равновесие

1. Понятие макроэкономического равновесия в трактовке классической и кейнсианской школ.

2. Основное макроэкономическое тождество.

3. Совокупный спрос и совокупное предложение.

4. Стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке.

Задания и задачи

1. Можно ли при оценке макроэкономического равновесия считать негативным фактором для национального хозяйства России функционирование нелегальной экономики в значительных масштабах или это положительный фактор?

2. В прошлом году потенциальный ВНП составил 3000,  кривая  AD  задавалась уравнением: Y=3300 – 3*Р. В текущем году потенциальный ВНП вырос на 1 %, уравнение совокупного спроса приняло вид Y=3330-3*P.   Определить уровень инфляции.

3. На рисунке изображен «кейнсианский крест». Дайте математическое (геометрическое) выражение зависимости ВВП от величины α для потребления, государственных расходов и инвестиций.

Совокупные расходы

ВВП

4. Каким образом расхождение во взглядах между кейнсианцами и неоклассиками по поводу конфигурации кривой АS связано с их расхождениями во взглядах на эффективность стабилизационной политики государства?

Практическое занятие 10

Потребление и сбережения; инвестиции

1. Роль потребительских расходов и сбережений в экономике.

2. Инвестиции и инвестиционная функция.

3. Госбюджет и его структура. Государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора.

4. Бюджетно-налоговая политика. Кривая Лаффера.

Задания и задачи

1. В составе использованного национального дохода потребительские расходы государства и частного сектора занимали в 1990 году   67%  и равнялись  6013,25 млрд дол. Потребление основного капитала составило за этот период 295 млрд дол., чистые капитальные трансферты из-за рубежа достигли объема 98,25 млрд дол. Соответственно чему равны средства на валовое накопление в 1990 году ?

2. В истекшем году ВНП составил 100, а гос. расходы (G) = 100. Увеличив расходы на 50, правительству удается увеличить ВНП на 200; при этом дефицит государственного бюджета оставался в течение двух  лет равным 0. Какова предельная склонность к потреблению?

3. В 1995 году ВНП составил 2300, частные инвестиции 200. В 1997 году те же показатели равны соответственно 2550 и 250. Найдите потребительскую функцию, полагая, что налоги не взимаются, а правительственные расходы неизменны и равны 100.

4. Имеются следующие данные: доход (Y)=5000; потребление (С)=3200; инвестиции (1)=900; государственные расходы (G)-1000; налоги (T) =900. Чему при этом равен дефицит государственного бюджета?

5. Рост сбережений с 400 до 900 единиц привел к росту ВНП с 1000 до 2000. Чему при этом равен  мультипликатор?

6. В стране действует следующая шкала налогообложения доходов:

Ставка,  %

10

20

30

Доход, млн ден. ед.

20-30

31-50

51 и более

За текущий период уровень цен и номинальные доходы выросли в два раза. Рассчитайте суммарную величину подоходного налога с трех физических лиц, имевших следующие номинальные доходы: 20,40 и 60 млн. ден. ед. - до и после роста уровня цен. Какие выводы  можно сделать?

Практическое занятие 11

Денежный рынок

1. Деньги и их функции; спрос и предложение денег.

2. Равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор.

3. Банковская система.

4. Формы кредита и денежно-кредитная политика.

Задания и задачи

1. Составьте ряд из перечисленных активов в порядке убывания их ликвидности: золото, акция, казначейский вексель, банковский вексель, облигация, банкнота, ценные бумаги правительства, здания, банковское оборудование, офисная мебель.

2. Чем определяется реальная стоимость банкноты? Что такое товарные деньги?

3. На основе нижеприведенных данных определите значение агрегатов М1, М2, М3. Дано: небольшие срочные вклады – 1630 млрд дол., крупные срочные вклады – 645 млрд дол.; чековые вклады – 448 млрд дол.; бесчековые сберегательные вклады – 300 млрд дол.; наличные деньги – 170 млрд дол.

4. Обязательная резервная норма составляет 5. Как изменится предложение денег при выдаче банковской ссуды в 2 млн р.?

5. Используется ли иногда человеческий труд вместо денег в качестве «счетной единицы»?

Практическое занятие 12

Экономический рост

1. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.  Проблемы роста.

2. Факторы экономического роста. Модели экономического роста: неокейнсианский и неоклассический подход.

3. Российские теории экономического развития.

Задания и задачи

1. Чем объяснить, что в последние 30-40 лет в производственной функции Кобба-Дугласа степенной коэффициент при факторе L (труд), больше, чем при факторе K (капитал)?

2. Норма сбережений является одним из ключевых параметров моделей роста. С помощью каких инструментов экономической политики государство может влиять на норму сбережения?

3. Экономика страны описывается производственной функцией вида Y=A·K0,4·L0,6. Известно, что темп прироста капитала равен 3 % в год, а численность занятых – 2 %. Общая производительность факторов растет с темпом 1,5 % в год. Как меняется объем производства?

4. Чем политика российского правительства, направленная на высокие темпы роста в 2004 -2005 гг., отличается от моделей, представленных в экономической теории? Какое направление вы считаете более важным в современной российской экономике для обеспечения устойчивых темпов роста валового национального продукта?

5. По мнению бывшего главы «ЮКОСа» М. Ходорковского «переход от экономики «нефтяной трубы» к «экономике знаний» позволит увеличить ВВП России за 12 лет в 3,5-4 раза, до 4-5 триллионов долларов» (См. «Комсомольская Правда» от 15 марта 2006 года, с. 5) . Согласны ли вы с таким прогнозом?

Практическое занятие 13

Переходная экономика России

1. Особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности.

2. Предпринимательство; теневая экономика.

3. Рынок труда; распределение и доходы. Коэффициент Джини.

4. Преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике.

Задания и задачи

1. Существует ли в России закон, ограничивающий количество и стоимость имущества?

2. Чем, на ваш взгляд, владелец частного (приватизированного) предприятия «Хлебный дом» отличается от бывшего директора мунипипального предприятия «Хлебозавод №3» ?

3. Часто приходится слышать, что приватизация в России привела к массовому «разграблению» государственной собственности и обогащению части лиц за счет всего остального населения. Вы согласны с такой формулировкой? Надо ли было в России провести по примеру других стран реституцию?

4. Какова структура «теневой экономики» России? Есть ли различия в понятиях «неформальный сектор экономики» и «теневая» или «подпольная» экономика?

5. Что понимается под «неформальной занятостью» в современных условиях? Организованную преступность (мафию) можно отнести к  «экономически активному населению»?

6. Экономист А. Казаков заметил: «Собственность разъединяет людей. Богачи, середняки и бедняки – это реалии рыночной экономики. Вся проблема в том, сколько первых, вторых и третьих». А кто в России «середняки» и много ли их сейчас? И так ли уж невозможна рыночная экономика без бедняков и бедности?

 



 
Смотрите на сайте утяжеленные мячи.