3392 ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СРЕДСТВАМИ BPwin - Страница 4

ОБЪЕКТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЕ   ПРЕДСТАВЛЕНИЯ :

СХЕМАТИКИ ОБЪЕКТОВ

 

Схематики объектов IDEF3 обеспечивают сбор, управление и отображение объектно-центрированных описаний процесса, информацию о том, каким образом объекты одного вида преобразуются в другие виды при выполнении определенного процесса,  каким образом объекты данного вида меняют состояние при выполнении процесса, или контекстную информацию относительно важных  отношений между  объектами в определенном процессе.

В IDEF3 объект - это любой физический или концептуальный предмет, на который делают ссылку участники исследования в данной предметной области и который распознается как часть их описания всего происходящего в этой предметной области. Правильные идентификация, спецификация и именование объектов являются необходимым шагом в создании объектно-центрированных описаний процессов IDEF3. В качестве имен объектов часто используются существительные или состоящие из существительных фразы, которые могут быть связаны или не связаны с дескриптором состояния. Типичные примеры:

1. Вода: Кипящая

2. Заказ на поставку: Разрешенный

3. Шасси

Схематики объектов могут быть разработаны в контексте одного сценария, следовательно, они характеризуют переходы состояний, через которые проходят участвующие объекты в определенном вхождении данного сценария. Эти схематики, называемые схематиками переходов состояний, позволяют пользователям специфицировать правила, регламентирующие переходы между объектными состояниями в определенном вхождении сценария.

Показанная на рис.5 схематика представляет схематику объектов для сценария Заказать  материал, выведенного  из   описания   владельца  предприятия.   Этот  пример иллюстрирует и схематику переходов состоянии, поскольку он определяет характер и структуру переходов объектных состоянии для вхождений сценария Заказать материал.

Ключевым документом в этом процессе является форма Требование на закупку (PR). В конечном итоге эта форма преобразуется в Заказ на поставку (РО) в результате выполнения процесса Заказать материал. Кружок, включающий имя объекта, представляет объект определенного вида (например, требование на закупку, главный бухгалтер, проект). Эти маркированные кружки называются видовыми символами.

Определенный вид объекта, находящегося в некотором состоянии, представляется кружком, имеющим метку, которая фиксирует и сам вид, и соответствующее состояние, представляя, таким образом, тип (или класс) объектов, находящихся в этом состоянии (в рамках данного процесса). Например, разрешенное требование на закупку (PR) обозначается меткой PR: Разрешенo (PR: approved), утвержденное требование на закупку - меткой PR: Утвержденo (PR: authorized) и т.д. Одним из первых шагов в разработке схематики объектов является идентификация возможных состояний, в которых может существовать объект. Хотя объекты реального мира часто проходят континуум состояний, схематика объектов направлена на состояния, представляющие особый интерес для специалиста по предметной области. Дуги переходов (стрелки с треугольным черным острием), соединяющие кружки, обозначают переход состояний, т.е. процесс изменения одного состояния на другое. Условия, определяющие, когда какой-то объект находится  в данном состоянии, каким образом он существует в определенном состоянии, каким образом он может сделать переход между состояниями и каким образом он может перейти в новое состояние, регистрируются в специальной форме. Разделенные на полосы блоки, соединенные со стрелками (называются референтами), представляют средство описания связей между объектными состояниями и UOB, сценариями или другими схематиками переходов состояний, участвующими в определенном вхождении сценария. Например, во время перехода объекта PR из состояния готовности к проверке главным бухгалтером (т.е. PR:Подготовлено (PR:prepared)) в состояние разрешения (т.е. РR: Разрешено (PR: approved) или PR: Разрешено, но требуется утверждение (PR: approved requiring authorization)) процесс, представляемый UOB Получить разрешение главного бухгалтера, должен быть начат и завершен. Переходы (junctions) изменений состояний, включающие «X» (Исключающее ИЛИ), означают выбор только одного маршрута из нескольких возможных маршрутов в определённом вхождении.

Таким образом, на рис. 5 показан переход требований на закупку из состояния не подготовлено в состояние подготовлено и из состояния подготовлено в состояние разрешено или в состояние разрешено, но требуется утверждение. Если для требования на закупку необходимо утверждение, оно должно перейти в состояние утверждено, прежде чем перейти в состояние представлено. После того, как требование на закупку достигнет  состояния представлено, этот объект переходит в состояние выданного заказа на поставку. UOB, сценарии и другие схематики переходов, участвующие в переходе между состояниями, обозначаются    посредством    прикрепления соответствующим образом маркированных референтов к схематике объектов.

Интересно отметить, что из всех представленных возможных переходов состояний ни один из них не представляет невыполненное требование. Объяснение простое: в исходном состоянии отсутствовала информация относительно подобных ситуаций. Это ключевой момент в использовании IDEF3. Язык описания процессов IDEF3 представляет механизм, используемый для  структурирования утверждений, сделанных специалистом по предметной области, и исключает вынужденное завершение неполной информации посредством моделирования допущений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применение пакета  BPwin для проектирования информационных систем позволит качественно и наглядно отобразить предметную область достаточно большим набором моделей и диаграмм по выбору разработчика и заказчика. Содержание моделей понятно абсолютно неподготовленному пользователю, что делает их незаменимыми при согласовании технического задания и технического проекта с заказчиком. Представление функциональной модели в виде иерархической структуры позволяет уже на этапе проектирования сформировать набор программных модулей и пользовательских интерфейсов.

 

 

 

Приложение

РАБОТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СРЕДЕ ПАКЕТА BPwin

BPwin имеет интуитивно понятный пользователю интерфейс, который во многом аналогичен пользовательскому интерфейсу Design/IDEF (рис. 7).

При запуске BPwin появляется основная панель инструментов, палитра инструментов и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer. Функциональность панели инструментов доступна из основного меню BPwin.

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново, или она будет открыта из файла, внести имя модели  и выбрать методологию, в которой будет построена модель.

 

 

 

Рис. 7

BPwin поддерживает три методологии (IDEF0, IDEF3 и  DFD), каждая из которых решает свои специфические задачи. При выборе требуемой методологии автоматически изменяется состав палитры инструментов.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные  - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой клавишей мыши, появляется всплывающее контекстное меню, каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

Пункты контекстного меню Font Editor и Color Editor вызывают соответствующие диалоги для установки шрифта и цвета объекта.

При  создании новой модели (меню File/New) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом (рис. 1). Для внесения имени работы следует щелкнуть правой клавишей мыши по работе , выбрать в меню Name Editor и в появившемся диалоге внести имя работы. Для создания следующего (дочернего) уровня декомпозиции модели следует щелкнуть по кнопке  10  (рис.8). Возникает диалог Activity Box Count, в которой следует указать нотацию новой диаграммы и количество работ на ней. Если оказывается недостаточным количество работ, то можно добавить работу, щелкнув клавишей мыши вначале  кнопке 2 на по палитре  инструментов  (рис. 8),   а  затем по свободному месту диаграммы.

Для построения граничных стрелок входа следует щелкнуть по кнопке  3 с символом стрелки в палитре инструментов и перенести курсор к левой стороне экрана,  пока не появится начальная штриховая полоска. Затем следует щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще раз в левой части работы со  стороны  входа

1        2       3        4        5       6        7        8       9       10

 

 

 

 

 

Рис. 8

 

(где заканчивается стрелка). Для выключения режима построения стрелки необходимо щелкнуть по клавише 1 на рис.8 и затем для внесения на диаграмму имени стрелки щелкнуть правой клавишей мыши на линии стрелки и в появляющемся меню выбрать Name Editor.

Стрелки управления, выхода, механизма изображаются аналогично. Стрелки между работами строятся аналогично, только необходимо первый щелчок мыши делать на той работе, из которой выходит стрелка.

Помещение стрелок в тоннель производится с помощью кнопки  4 на панели управления.

Для разветвления стрелки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по фрагменту стрелки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух стрелок выхода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по сегменту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.

Кнопки 9 и 10 на панели инструментов (рис. 8) используются для перемещения между уровнями иерархии моделей.

Создание отчетов в BPwin осуществляется из пункта меню Report. Всего имеется 7 типов отчетов.

Стоимостной анализ АВС в BPwin  запускается из меню Edit: для задания единиц измерения - элемент Model Properties в закладке ABC Units, а для описания центров затрат - элемент ABC Cost Centers (вызывается диалог Cost Center Editor). Каждый центр затрат следует подробно описать в окне Definition. Список центров упорядочивается с помощью стрелок, расположенных справа от списка.

Для задания стоимости работы следует щелкнуть правой клавишей мыши по работе и на всплывающем меню выбрать  Cost Editor. В диалоге Activity Cost указываются частота проведения данной работы (окно Frequency)  и продолжительность (Duration). Затем следует выбрать в списке один из центров затрат и в окне Cost задать его стоимость. Аналогично назначаются суммы по каждому центру затрат. Если в процессе назначения стоимости возникает необходимость внесения дополнительных центров затрат, то диалог Cost Center Editor вызывается прямо из диалога Activity Cost соответствующей кнопкой.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Маклаков С.В. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001.256 с.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………… 1

Методология IDEF0...……………………………………... 3

Диаграммы потоков данных (DFD).……………………… 7

Язык описания процессов IDEF3 ………………………… 9

Диаграммы дерева узлов (Node Tree Diagram).………… 15

Диаграммы только для показа (For Exposition  Only

{FEO} Diagram………………………………………………16

Схемы организации   (Organization Charts) ………………. 17

Swim lane diagrams ……………………………………….. 17

Инстумент ежемесячного стоимостного  анализа

Easy ABC  (Activity Based Costing)…………………….... 18

Построение сценариев на языке IDEF3 ………………… 22

Процессо-центрированные представления: схематики

процессов …………………………………………………. 23

Объектно-центрированные представления: схематики

объектовов ……………………………………………..…  27

Заключение ……………………………………………….  30

Приложение. Работа пользователя в среде пакета BРwin 31

Библиографический список ……………………………… 35